Основы деловой коммуникации

Обучение в вузе – это период формирования деловой культуры и культуры общения в целом. Она необходима не только со сверстниками, но и с преподавателями, администрацией университета, будущим работодателем.

Культура общения представляет собой неотъемлемую часть культуры поведения в целом, которая заключается в умении логично выражать свои мысли, аргументировано отстаивать собственное мнение, слушать собеседника и уважать его точку зрения. Как известно, правильные модели поведения в жизни являются следствием думающего, образованного и культурного человека, способного видеть эти модели и выбирать их из большого числа альтернатив.

Важной составляющей культуры общения студента является деловая коммуникация, которая во многом определяет качество его будущей профессиональной деятельности, успешность деловых переговоров, способствует достижению успеха и плодотворного сотрудничества. Не зря американский писатель Дейл Карнеги говорит, что успех в делах лишь на 15% зависит от профессиональных знаний человека и на 85 % – от его умения общаться с людьми. Именно поэтому знание основных принципов деловой коммуникации приобретает особое значение для современного молодого человека в условиях конкуренции на рынке труда.

Каковы же принципы деловой коммуникации?

  • Точность и пунктуальность – важнейшие нормы делового общения. Срок договоренности и время встречи необходимо соблюдать с точностью до минуты, поскольку опоздание свидетельствует о ненадежности в делах (сравните это с вашим отношением к соблюдению времени при организации учебной деятельности, внеучебных мероприятий или повседневному управлению временем).

  • Корректность и такт, что не исключает настойчивости и энергичности в процессе общения (при соблюдении корректности, конечно). Следует избегать факторов, усложняющих общение: раздражение, чрезмерная эмоциональность, некорректные высказывания в адрес собеседника и т. д. (обратите внимание, как вы общаетесь в процессе занятий, насколько корректная ваша речь и умеете ли вы контролировать эмоции).

  • Грамотность имеет важно значение не только в письме, но и в речи. Умение вести беседу позволяет заинтересовывать своими идеями, а, следовательно, воплощать их в жизнь (заинтересовать можно лишь умной и грамотной речью, правильным построением предложений и отсутствием слов-паразитов).

  • Умение выслушать точку зрения собеседника, не перебивая его (при нашем динамичном времени важно не только слушать, но и слышать, поэтому неплохо вырабатывать такое качество как терпеливость).

  • Конкретностьчто предполагает исключение отвлеченной информации, не имеющей отношение к делу. Беседа должна содержать факты, цифровые данные и необходимые аргументации (необходимо помнить, что краткость – сестра таланта, конечно, если есть талант).

  • Деловой дресс-код является еще одним важным элементом общения. Подробнее об этом вы можете узнать в заметке Правила университетской моды (пора уже закрепить, что по одежке только встречают).

Следует помнить, что высокий уровень деловой компетенции и визуальной культуры создает позитивный имидж (образ) студента (будущего профессионала) и, как оправа для бриллианта, может помочь стать преуспевающим человеком, вызывающим уважение окружающих!