Академические ценности

Академические ценности – это, прежде всего, ценность интеллектуальной работы, знаний, исследований, научного поиска. Люди, которым свойственны эти ценности, чаще всего работают в вузах и научных организациях, либо проводят независимые исследования. 

К основным ценностям академической культуры в Европе относят:

– интеллектуальную свободу и социальную ответственность;

– моральную ответственность исследователей и ученых за процесс исследований (выбор темы, методов исследования) и их результаты;

– стремление отдельных научных сообществ к сотрудничеству и результатам, имеющих мировое значение;

– право ученых свободно выражать свое мнение о научных и этических аспектах исследовательских проектов и их результатов;

– самоценность интеллектуальной работы вне зависимости от того, когда будет получен результат.

Ценности, формирующие корпоративную культуру вуза, выступают основой для формирования норм и моделей поведения преподавателей и студентов университета. Именно ценности, декларируемые и разделяемые наиболее авторитетными представителями университета, являются тем звеном, от которого зависит сплоченность коллектива, формируется единство взглядов и действий, и, следовательно, достигаются поставленные цели (часто выраженной в миссии).

Миссия (предназначение) Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева состоит в утверждении идеалов свободы и демократии, формировании и поддержании стремления научно-педагогического персонала и студентов к непрерывному обновлению знаний, их интеллектуальной и социальной активности, потребности в служении обществу, осознание ответственности за будущее России.

В 2010 году наш университет получил статус национального исследовательского. Новый статус возлагает ответственность на преподавателей и студентов, которые должны не только разделять ценности, но и способствовать достижению целей исследовательского университета.

Каковы основные черты исследовательского университета?

Во-первых, исследовательский университет – это высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав, выдающиеся результаты научно-исследовательской деятельности, высокое качество преподавания и обучения, активное привлечение государственных и негосударственных источников финансирования, интернациональный и творческий контингент обучающихся, академическая свобода, а также техническое оснащение учебного и исследовательского процесса. У такого университета есть уникальное оборудование, на котором проводятся исследования и получаются результаты мирового уровня.

Во-вторых, исследовательский университет характеризуется открытостью идеям и готовностью бросить вызов традиционным представлениям, его деятельность тесно связана с потребностями государства и общества. Исследовательский университет выполняет заказ государства на инновационные, прорывные исследования, способные изменить нашу жизнь к лучшему.

И, наконец, важной характеристикой исследовательского университета, помимо его сотрудников и студентов, является провозглашение академической свободы. Идеал академической свободы предполагает свободу, которой обладает профессорско-преподавательский состав и студенты для ведения преподавания и обучения, исследовательской работы, осуществления публикаций и самовыражения. Только в коллективе рождаются интересные идеи, только коллективное творчество может дать значимый для общества результат.

Высшее образование в современном, динамично развивающемся мире – это способ расширения возможностей молодого человека, развития его потенциала. Наш университет находится в начале своего пути, и траектория его развития зависит от активности, творчества и упорства каждого из нас!