Информационно-просветительская деятельность, направленная на создание внутреннего и внешнего психологического комфорта студентов

Рубрика «Советы психолога».

Первая тема – подготовка к сессии.

Пожалуй, сессия, экзамены, зачёты – это одна из наиболее ярких (пусть и не самых любимых) сторон студенческой жизни. Отчего-то именно эти трудности (а иногда просто кошмар) запоминаются нам лучше всего. И нередко взрослые уже люди, чей диплом давным-давно пылится на полочке, чаще всего вспоминают из своего студенчества именно сессии. «А помнишь, как мы писали шпаргалки и прятали их в галстуке?» – спросит маститый чиновник у учёного с мировым именем. Тот рассмеётся и ответит: «Как же я тогда боялся сдавать сопромат!». Да уж, то, что спустя двадцать лет остаётся в памяти ярким и весёлым эпизодом, далеко не так приятно, когда внезапно наступает сессия. А сессия, честно уж говоря, для большинства студентов всегда наступает внезапно. Давайте разбираться, как успешнее всего справиться с этим страшным для любого студента «зверем» – сессией.

Итак, давайте вместе искать самый эффективный способ подготовки к сессии. Начнём с того, что в общих чертах происходит в организме и психике студента в этот период.

Во-первых, большинство студентов испытывают стресс. Помимо большой психологической нагрузки (о ней отдельно поговорим чуть ниже), есть ещё и физиологическая нагрузка на организм – недосыпы, недоедания, литры кофе и энергетиков. А уж этого-то дополнительного стресса – физиологического – нам вполне по силам избежать. Как? Самый простой способ – сдавать все работы вовремя, активно работать во время семестра и посещать все лекции, учить все темы сразу. Но будем реалистами – таких прилежных студентов удручающе мало, для большинства сессия всё-таки наступает внезапно. Впрочем, если вы из первой категории, вам, конечно, проще, но всё же советую почитать эти советы до конца – вы найдёте тут много полезного не только для экстренной подготовки, но и для регулярной прилежной учёбы. А тем, кто относит себя ко второй категории, они и вовсе жизненно необходимы.

Итак, приступим. Первое, что нам необходимо – это, конечно, план. Ни одна военная кампания не обходится без чёткого плана, и война студентов с сессией – не исключение. Зачем нам план? В условиях острого дефицита времени мы просто не можем позволить себе использовать оставшиеся до экзамена дни неэффективно.

Начинаем с плана наших генеральных сражений – точных дат зачётов и экзаменов (и не забудьте про место проведения и фамилию преподавателя). Записываем эту информацию на отдельный листочек и вешаем на видное место, чтобы всегда была перед глазами – и не будем волноваться, что забыли о чём-нибудь важном, и стимул готовиться всегда будет перед глазами. Переходим к уточнению деталей нашей военной кампании.

Распланируем все этапы, необходимые для подготовки к каждому конкретному сражению – зачёту или экзамену. Необходимы следующие пункты:

1) какой предмет и в течение какого времени вы будете учить в каждый конкретный день (и не забудьте про учебники и лекции, которые будут необходимы – если вдруг нет своих конспектов, можно заранее попросить у однокурсников на это время – отличный стимул придерживаться своего графика); 

2) не забудем про место: будут ли помехи занятиям, и если да, то как их избежать? День рождения соседа по комнате в общежитии или приход друзей младшего брата – необходим запасной вариант. Может быть, стоит на это время уйти к кому-нибудь из однокурсников и готовиться вместе?

3) перемены необходимы. Да-да, даже когда учишься сам, без звонков и надзора – обязательно через каждые полтора часа нужно делать перерывы на 10-15 минут. Подышать воздухом, сделать зарядку, да просто сходить заварить чай или выпить стакан сока, съесть яблоко – витамины, как известно, друг студента. 

4) не забываем про еду. Активно работающий мозг потребляет много энергии, помним об этом. Поэтому в план обязательно надо включить время на полноценную еду. Обязательно!

5) в мозг, страдающий от недосыпа и кислородного голодания, просто невозможно запихнуть новую информацию, да и старая-то может потеряться. Поэтому в план включаем сон и прогулки. Обязательно. Не подлежит обсуждению. На сон отводим столько времени, сколько надо (но учитываем, что в среднем взрослому человеку необходимо спать не меньше семи часов в сутки, а в периоды стрессов – даже больше). Итак, сон. Берём план и вписываем в свой график здоровый ночной (а не утренний, до обеда) сон. Но  обязательное правило: сон – это только сон. Не надо воровать у себя это бесценное время отдыха ради соцсетей или компьютерных игр: время сна – значит, всё выключаем, и свет, и компьютер, откладываем телефон и спим. Но и встаём по будильнику: подготовка к сессии – такая же работа, и проспать её нельзя.

6) далее – свежий воздух. Конечно, нереально перед сессией выделить время для спокойных прогулок в парке по вечерам (хотя это было бы идеальным вариантом). Но можно поискать другие варианты – прогуляться до библиотеки пешком, например, или сходить за чаем и хлебом не в ближайший магазин, а чуть подальше.

Итак, у нас есть предварительный план. Это значит, что вы не ленитесь и не думаете, что можно удержать его в уме. Ничего подобного. План должен быть написан. И лучше всего – не в органайзере планшета или телефона, а по старинке, ручкой на бумажке. И вводим графу «исполнено», она очень пригодится для самоконтроля.

Вот мы и разобрались со стратегией военной кампании по подготовке к сессии. Теперь – тактика, то есть конкретные приёмы эффективного использования своего времени.

Вещь, без которой не обойтись – список вопросов к зачёту или экзамену. Это своего рода «костяк», на который надо нарастить «мясо» знаний. Приступим, и используем психологический приём, который позволяет достичь практически любой цели: разобьём большую задачу на много маленьких и займёмся ими последовательно.

1) План ответа на каждый из вопросов. Грамотный план – половина успеха. Например, так: «Как написать психологические рекомендации по подготовке к сессии?» разбиваем на следующие пункты: а) введение; б) составление общего плана подготовки; в) составление плана ответов на вопросы; г) психологические состояния в сессию: д) приёмы эффективного запоминания; е) поведение на экзамене; ж) краткое резюме; з) тесты. Вот примерно так и поступаем с каждым из вопросов к зачёту (пунктов, конечно, можно – и даже нужно – выделить меньше. Оптимально – три-четыре).

2) Пишем шпаргалки! Да, вполне серьёзно, пишем, это очень поможет, и даже не понадобится вытаскивать их на экзамене. Так, проделывая с информацией тройную работу – нашёл и прочитал её, понял и выделил самое главное, записал от руки – запоминаешь гораздо лучше, чем после часа механического заучивания. Конечно, так сработают только личные, собственноручно заготовленные «шпоры» – разрезание специальной брошюрки или распечатка скачанного из интернета тут, увы, не помогут.

3) Оставляем сложное на потом. «Утро вечера мудренее». То, что никак не хочет даваться в конце дня, может показаться до смешного лёгким с утра, конечно, после хорошего сна. Впрочем, это не касается ситуации, когда на всё про всё остался один день. Тут уж надо решить – лучше выучить как можно больше (и увеличить шансы того, что попадётся билет, который хоть немного знаешь), или биться с каждым вопросом, не жалея сил.

4) После того, как шпаргалка (или конспект ответа) готова, нужно порепетировать – рассказать билет вслух, так, как на зачёте или экзамене. Просто замечательно, если на этом этапе удастся найти союзника – внимательного и заинтересованного слушателя. Конечно, для этой роли лучше всего подходит одногруппник – проверяя друг друга, вы пополните и собственные знания.

5) И не забываем про еду, сон и прогулки.

Ну вот, это, так сказать, механика процесса подготовки к сессии. А теперь поговорим про психологию этого пугающего всех студентов процесса.

Приближение сессии вызывает у большинства студентов тревогу. Волнение, переживания, даже страх – частые спутники студентов в этот период

Сначала определимся, что же такое тревога. В психологии давно известно, что тревога – не такое уж однозначно «вредное» состояние. Она мотивирует человека, настраивает на подготовку, заставляет мобилизироваться перед потенциально опасной ситуацией. Тревогу испытывают большинство людей, и она часто помогает ответить, выступать как можно лучше. Но если одних волнение стимулирует, то других доводит до крайне подавленного состояния. У первых эффективность деятельности возрастает («стресс льва»), а у других – падает («стресс кролика»).

Если волнение и тревога скорее мешают вам в подготовке, то воспользуйтесь такими приёмами:

1) «Дыхание». Ритмичное дыхание очень важно для снятия напряжения. При сильном волнении можно сделать выдох вдвое длиннее, чем вдох (5-8 раз). Если напряжение крайне сильное - сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 20-30 секунд.

2) «Мысленная репетиция». Представьте экзамен со всеми его подробностями и многократно проиграйте в воображении модель желательного поведения и развития событий. Таким образом вы сможете снизить уровень переживаний и уровень тревоги.

3) «Улыбка». Когда вы особенно волнуетесь и боитесь, встаньте перед зеркалом и улыбайтесь (пусть первое время это будет насильно). Через 3-4 минуты вы убедитесь, что страх отступает. Это очень эффективный приём, так как улыбаться и бояться одновременно человек не может.

 

4) «Доведение ситуации до абсурда». Если вам страшно, покажите этот страх внешне, как бы дурачась. Полязгайте зубами, пусть у вас стучат коленки, продемонстрируйте, как вы дрожите от страха. Увидите, вам самим станет смешно, а страх уйдет.

4) «Мысленное перевоплощение». Попробуйте примерить и вжиться в образ человека, который имеет желательные для вас качества.

Ну а если ничего из этого не помогает, и вы продолжаете иррационально бояться сессии до дрожи в коленках, можно обратиться к психологу. Например, в Психологическую службу нашего университета. В предсессионный период обязательно будут проводиться тренинги по преодолению волнения, вы можете посетить такое занятие, лишним оно точно не будет. Или, если вам так проще, можно записаться на индивидуальную консультацию и получить не только совет, но и практическую помощь по преодолению стресса. (Более подробную информацию можно получить по тел. 8-987-682-70-80. И тренинги и консультации бесплатны и анонимны).

Ещё один немаловажный момент при подготовке к сессии – приёмы эффективного запоминания информации. Их в психологии описано и разработано немало, но в основе каждого конкретного приёма лежит один из основных законов человеческой памяти. Вот эти закономерности:

Существуют два основных способа запоминания информации – механический и логический.

Механическая память как бы фотографирует необходимую информацию. Такие данные обычно забываются, потому что не были внедрены в имеющуюся в нашей памяти систему знаний. Механическое запоминание – вещь трудоёмкая, затратная по времени и ненадёжная по результату. «Зубрёжка» – лучший способ забыть, а не запомнить.

Прочность сохранения знаний обеспечивает только смысловой (логический) способ запоминания. Логическая память примерно в 25 раз продуктивнее механической. Она дольше хранит информацию и выдаёт её по первому требованию. Следовательно, первым условием прочного запоминания является глубокое понимание изучаемого материала, логическое осмысление его. Самое важное – не запомнить, а понять. И тут нам снова пригодятся планы ответов на вопросы: информация, не просто понятая, но и определённая нами на «своё место» в схеме ответа, запомнится гораздо лучше.

Но, несмотря на это, кое-что всё-таки придётся запоминать механически: сложные названия, даты, формулы и иностранные слова. В этом случае можно использовать мнемонические приёмы. Так, любая дата легче запоминается, если придать ей какой-то смысл: вот, например, помните ли вы годы жизни М.Ю. Лермонтова? Вряд ли. А они, между прочим, состоят из одних и тех же цифр, только две последние стоят в обратном порядке (1814 - 1841). Так стало гораздо легче, не правда ли? Найдите в сложных незапоминающихся числах что-то своё, личное – дату вашего рождения минус сто лет, номер вашей квартиры, забавную последовательность – и увидите, насколько стало проще.

Ещё один важный закон: в психологии выделяют четыре вида памяти – зрительную, слуховую, двигательную (или моторную) и смешанную. Каждый из видов имеет свои особенности. Определяя, какой из видов памяти у вас наиболее развит, можно учитывать в процессе обучения его характерные свойства. Обычно человек легко понимает, как ему легче запоминать – увидев, услышав или сделав.

При ведущей зрительной памяти, чтобы лучше запомнить:

ü  при восприятии на слух кратко фиксировать услышанное на бумаге;

ü  учебный материал читать самому, а не слушать чтение другого;

ü  пользоваться книгами и учебными пособиями, имеющими иллюстрации;

ü  работая над собственными записями или конспектами, подчёркивать основное в тексте цветными карандашами, делать пометки;

ü  пользоваться имеющимися в кабинетах, лабораториях, библиотеках наглядными пособиями.

Если вы обладаете ведущей слуховой памятью, то вам рекомендуется:

ü   как можно чаще слушать других;

ü   читать вслух учебный материал;

ü   работать в тишине, чтобы постоянный шум не отвлекал внимания;

ü   стараться читать и рассуждать вслух, даже когда вы одни.

При двигательной (моторной) памяти необходимо:

ü   всегда работать с карандашом, выписывать, записывать, подчёркивать,

ü   составлять планы, тезисы, конспекты;

ü   цифровой материал выписывать и оформлять в виде таблиц, диаграмм,

ü   графиков;

ü   при проработке учебного материала всё возможное и доступное делать своими руками в лабораториях, мастерских  и т. п.

При этом помните, что смешанный вид памяти присущ почти всем людям. Он включает три вышеперечисленных типа. Одновременное запоминание при помощи зрения, слуха и движения даёт наилучший результат.

И ещё один совет: исследования, проведённые психологами, показали, что процесс забывания имеет свои закономерности. С учётом этих особенностей человеческой памяти и надо планировать свою деятельность по подготовке к экзаменам. Повторение материала должно идти по такому плану: первый раз сразу же после запоминания, второй – приблизительно через час, третий – через день, и, наконец, четвёртый раз – через неделю. При повторении материала обязательным является его проговаривание вслух, при этом срабатывают одновременно моторная (двигательная) и слуховая память, что обеспечивает лучшее запоминание. Если вы рассчитываете на долговременный результат, то повторять материал лучше перед сном, тогда утром вы будете помнить практически всё.

 

Итак, краткие выводы по запоминанию информации:

1) Лучше понимать, чем зубрить. Тексты запоминаем по их содержанию, а формулы и даты – с помощью мнемонических приёмов.

2) Материал, организованный в схемы, таблицы или списки, запоминается лучше.

3) Использование всех трёх видов памяти – зрительной, слуховой и моторной – гораздо эффективнее, но упор лучше делать на свою ведущую память.

4) Чтобы запомнить, повторяем выученное по схеме: сразу → через час → через день → через неделю.

5) Повторение вслух помогает лучше запомнить.

6) И по-прежнему не забываем про сон, еду и свежий воздух.

 

Ну, и в завершение – важный момент: как вести себя на экзамене.

Ваши основные союзники – вежливость, уверенность, внешний вид и стиль подачи материала. Но вежливость – без навязчивости (простого «Здравствуйте» будет достаточно, не нужно спрашивать, как у преподавателя дела), уверенность – без излишней самоуверенности (вы знаете всё, что нужно, но преподаватель знает больше), внешний вид – без демонстративности (аккуратный костюм не повредит, но вот надевать очки, если вы их никогда не носили, не стоит). А о стиле подачи материала поговорим отдельно.

Во-первых, речь во время ответа. Спокойная, без излишней спешки, без попыток проговорить как можно больше слов за минуту. Но и другой крайности избегайте – слишком медленной речи, с большими паузами между словами. Избегайте слов-паразитов (Избегайте их всегда! А уж на экзамене – особенно). «Нууу, как бы, э-э» – такого быть не должно. Если вам необходима пауза, чтобы собраться с мыслями и преодолеть волнение, лучше прокашляйтесь (закрывая рот ладонью и отвернувшись в сторону), или попросите разрешения попить принесённой с собой воды. Речь не должна быть ни излишне монотонной (вы не робот), ни излишне эмоциональной (вы не на футболе).

Речь должна быть логичной. Даже в самом коротком ответе на вопрос билета желательно выделить хотя бы по одной фразе на введение и заключение. Даже если вы знаете по существу вопроса не очень много – изложение этого «немногого» должно быть логически верным и последовательным (вы не готовите программу «десять фактов о…», а демонстрируете широту своих знаний по предмету). Приведённые вами собственные примеры произведут хорошее впечатление, только если вы уверены, что они действительно подходят.

Ударения в фамилиях и произношение незнакомых слов – опасные ловушки. Лучше уточнить заранее, пока готовитесь. Помните об этом на этапе «мысленной репетиции» своего ответа.

Часто студенты больше всего боятся не самого ответа, а последующих вопросов преподавателя. Если вы не готовы сразу дать ответ на дополнительный вопрос, не стесняйтесь переспросить, перефразировав вопрос своими словами, или попросить дать вам время подумать. Критику старайтесь принимать сдержанно, без паники и без раздражения. Если преподаватель дополняет ваш ответ, извинитесь и скажите, что действительно упустили этот момент.

Конечно, следовать всем этим рекомендациям на экзамене будет сложно, скорее всего, от волнения вы просто о них забудете. Поэтому – репетируйте. Вообще, ситуация «мысленного проигрывания» пугающего зачёта или экзамена – хорошее психологическое упражнение. Если вы в первый раз сдаёте сессию – вам могут помочь старшекурсники, изображая «страшного» преподавателя. Если такой возможности нет – попробуйте сами одновременно сыграть обе роли: и «строгого преподавателя», и «испуганного студента», проговаривая реплики вслух.  Если вы отнесётесь к такой игре серьёзно, она позволит вам чувствовать себя гораздо увереннее в реальной ситуации.

Ну а теперь – общие рекомендации по поведению на экзамене.

1) Не опаздывайте. Не стоит добавлять к волнению из-за самого экзамена ещё и страх опоздать. Да и выглядит это не очень красиво.

2) Паника заразна. Лучше держаться подальше от паникующих однокурсников, иначе рискуете «подхватить» их волнение. Лучше отойти и повторить упражнения, позволяющие справиться с волнением.

3) «Экзамен для меня – всегда праздник». Помните цитату из «Приключений Шурика»? Цветок в петлице – это, конечно, перебор, но строгий костюм будет вам дополнительным плюсом.

4) Найдите грань между уверенностью и самоуверенностью. Да, это непросто, но у вас есть время порепетировать.

5) Как ни странно, студенческие суеверия особого вреда не принесут, но не стоит на них особо надеяться. «Пятачок» под пяткой или пойманная в зачётку «халява» помогают вам чувствовать себя спокойнее? Прекрасно. А плохих примет не существует.

6) Бутылка воды и конфетка помогут справиться с волнением и освежить мысли. Вообще, обязательно поешьте перед экзаменом, не приходите голодным.

7) Берите любой билет, не выбирайте долго. Желательно – очень желательно – не просить «ещё раз попробовать» свою удачу: у преподавателя сложится впечатление, что вы не уверены в себе и не знаете предмета.

8) Не садитесь у окна, у двери, рядом с другом или подругой – всё это будет вас отвлекать. Не выбирайте самые дальние от преподавателя парты – не только вы, но и преподаватель тоже понимает, что там удобнее списывать.

9) Не стремитесь записать всё, что вы знаете: лучше пусть у вас будет чёткий план ответа, чем мешанина из несвязанных между собой фактов. Отметьте наиболее важные моменты. Подумайте над заключительными фразами вашего ответа на каждый вопрос билета: они помогут произвести хорошее впечатление и не дадут возникнуть неловкой паузе.

10) Если при подготовке на экзамене не знаете один из вопросов билета – переходите к следующему. И не забывайте слушать отвечающих перед вами – их ответы могут натолкнуть вас на нужную мысль.

11) Если у вас есть основания ожидать неудобных вопросов (например, о причине вашего регулярного отсутствия), подготовьтесь заранее. Если нет действительно уважительной (то есть вызывающей уважение или сочувствие) причины, лучше укажите, что вы работали самостоятельно и брали конспекты у однокурсников.

12) Не спорьте и не хамите. Избегайте фраз «вы не правы», «я лучше знаю», «вы забыли сказать».

13) Если вам больше нечего сказать, а преподаватель ждёт продолжения ответа, повторите основные мысли или выводы другими словами.

14) И, в завершение, уже ставшая привычной рекомендация: не забывайте про сон! Выспавшийся человек адекватнее реагирует на сложные ситуации, быстрее соображает, лучше вспоминает и чувствует себя более уверенным. Факт!

Итак, подведём итоги:

Чёткий план экономит время и позволяет использовать его эффективнее. Разделение вопроса на подпункты сразу ориентирует на поиск нужной информации. Шпаргалки всегда помогают, причём их даже не обязательно брать с собой на экзамен, тут важен сам процесс. Сон – важный элемент подготовки к сессии, и только он обеспечит работоспособность вашего мозга. Запоминать лучше осмысленно, по возможности упорядочивая информацию в схемы, таблицы и списки. Лучше всего сочетать зрительное запоминание со слуховым и двигательным. Важно не только то, что говорится на экзамене, но и то, как это говорится. Ну, а простые рекомендации по поведению на экзамене, я думаю, и так понятны.

И, в заключение: чтобы эти советы принесли вам реальную пользу, их надо запомнить. Как? По схеме – повторите сейчас, через час, через день и через неделю.

Удачи, студенты, и лёгкой вам сессии.  

 

Тест «Какой вы студент».

Пожалуйста, ответьте на предложенные вопросы и подсчитайте полученные баллы.

 

  1. Вы готовите домашнее задание:

а) сразу придя домой;

б)  после короткого отдыха;

в) после длительной прогулки, игр, просмотра телепередач.

 

  1. Обычно вы занимаетесь:

а) за столом;

б) на диване или кресле;

в) тебе всё равно, где заниматься.

 

  1.  Во время занятий вы привыкли:

а) слушать музыку;

б) заниматься в полной тишине;

в) слышать всё, что происходит вокруг.

 

  1. Вы понимаете новый материал, если:

а) произносишь всё вслух;

б) читаешь про себя;

в) всё зависит от материала.

 

  1. Чтобы выучить что-либо наизусть, приходится учить:

а) вечером накануне занятий весь материал целиком;

б) делить материал на части и заучивать постепенно в течение дня;

в) учить материал целиком за несколько дней до занятий, а потом только повторять его.

 

  1. При выполнении домашних заданий вы:

а) учите один предмет за другим без пауз;

б) делаете короткие паузы в зависимости от усталости;

в) сделав один предмет, займётесь чем-то другим, а потом снова за учёбу.

 

  1. До начала выполнения домашних заданий вы:

а) жалуетесь, что много задали, что материал трудный;

б) продумываете последовательность выполнения задания;

в) планируете, чем займётесь после выполнения задания.

 

  1. Если не успели выполнить письменное задание, вы:

а) утром встаёте на час раньше и выполняете его;

б) надеетесь, что не спросят;

г) спишете у друга перед занятием.

 

 

 

 

Ключ к тесту

 

 

 

№ вопроса

 

Варианты ответа

 

Баллы за ответ

 

№ вопроса

 

Варианты ответа

 

Баллы за ответ

     

      1

         а)

         б)

         в)

          1

          5

          0

     

      5

         а)

         б)

         в)

          0

          3

          5

   

      2

         а)

         б)

         в)

          5

          2

          2

     

      6

         а)

         б)

         в)

          1

          5

          4

   

      3

 

         а)

         б)

         в)

          2

          4

          1

     

      7

         а)

         б)

         в)

          0

          4

          1

 

      4

         а)

         б)

         в)

          4

          3

          5

     

      8

         а)

         б)

         в)

          4

          0

          0

 

Если в итоге вы набрали:

 

           – меньше 14 баллов, то, к сожалению, вам нужно более осознанно относиться к домашней подготовке, в которой вы видите только нудную обязанность.

         – от 15 до 24 баллов – выполнение заданий воспринимается вами как необходимая часть обучения, но вы затрачиваете на эту работу слишком много времени и усилий. Поэтому к вечеру вы часто устаёте. Совет: перечитайте вопросы теста, найдите рациональные приёмы обучения.

            свыше 25 баллов – вы идеальный студент. Только были ли вы искренними, отвечая на вопросы?